У английской автомобильной телепередачи Top Gear, выходившей в свет с 1978-го по 2002-й год, согласно данным Википедии, за всё время было сорок ведущих. Они сменяли друг друга, у каждой рубрики был свой эксперт, и так далее. Ведущим мог стать любой; главное, что от него требовалось - уметь интеллигентно и харизматично рассказывать про автомобили.
В 2002 вышел перезапуск, у которого было всего тринадцать ведущих за всё время телепоказа. Львиную долю времени при этом занимали три "любимчика", которую передачу вели десятилетиями и не менялись. Потому что сменить хоть одну эту моську означало моментальное падение рейтингов передачи. Остальным дорога закрыта.Другой пример - музыка в России. Что из себя представляет российский шоу-бизнес сегодня? Те же самые персонажи, что и двадцать лет назад, ничего не меняется. Какие-то свежие лица можно пересчитать по пальцам одной руки - и то, как правило это тщательнейшим образом курируемые и продвигаемые проекты, "правильные люди". Остальным дорога закрыта.
Как было раньше? В "Голубом огоньке" можно было увидеть полно неизвестных лиц, попасть туда мог любой, главное, что для этого требовалось - музыкальные умение и талант. Более новый пример - ансамбли на фронте: нету какой-то одной группы, которая пользуется всеобщей славой, а есть множество разнообразных групп артистов, регулярно появляются новые.
Раньше, чтобы стать известным, нужно было умение и/или талант. Сейчас они, конечно, тоже нужны в какой-то степени, но куда важнее связи. Какой-нибудь Сергей Лазарев, который славу обрёл во многом благодаря тому, что когда-то с кем-то удачненько познакомился, не даст соврать.
Ещё один атрибут тоталитарного подхода к творчеству - всё внимание концентрируется на какой-то одной фигуре. По принципу "я один такой крутой", а музыка рождается из воздуха. Например, создаётся впечатление, что Marilyn Manson - это только вокалист, а не целая группа.
Игровая журналистика - та же самая история. На протяжении семи лет два придурка из Белоруссии абсолютно доминируют на этой сцене, и никого постороннего к камере не подпускают даже на километр, потому что деньги не пахнут.
В печатных журналах можно было стать известным, в них были непостоянные авторы. Можно было прислать статью, она могла быть опубликованной в журнале. Всё, что для этого требовалось - разбираться в играх и уметь складно писать. Сейчас ничего подобного представить невозможно.
Можно возразить: но ведь есть такой прекрасный и замечательный сайт Стопгейм, на котором благодаря UGC-системе любой может опубликовать текст и его прочитают! Проблема в убогих критериях модерации и стандартах качества. Если текст не про инди-фигню, игру Нинтендо, или игру, выпущенную в последние три года, то он никому не интересен. Если текст не нравится модераторам, они его удалят, попутно устроив истерику. Что с них ещё взять, они ведь совсем маленькие. Таким образом, Стопгейм - такой же тоталитарный ресурс, от демократии в котором лишь её иллюзия.